Случайные фото

 

 

 

 

10.11.2009
БА-20М

БА - 20М: Ретро День Победы: восставший из пепла

Харьковский технический клуб «Самоходъ» восстановил ко Дню Победы бронеавтомобиль БА-20М. Девятого мая эта боевая машина возглавит колонну военной ретротехники на городском параде. О ее драматической судьбе рассказывает президент клуба Александр Осетров.

В ЧЕСТЬ ПАВШИХ И ЖИВЫХ

Остатки машины были найдены нашими коллегами-поисковиками под Харьковом в районе хутора Московка. По всей вероятности, этот бронеавтомобиль находился в распоряжении штаба одного из подразделений, оборонявших город в августе-сентябре 1941-го. Часто такие легкие броневики имели радиостанции и служили для поездок командиров и  офицеров связи по прифронтовой полосе.  При отступлении машина была подбита. Судя по характеру повреждений, от прямого попадания вражеского снаряда сдетонировали боезапас и топливо. Башня была разорвана на три части, люк  оторвало и далеко отбросило взрывом. Экипаж, конечно, погиб...  Наш клуб решил восстановить бронеавтомобиль. Первым нелегким этапом стал скрупулезный сбор технической документации. Дальнейшее было делом времени, стремления и мастерства. А времени, чтобы успеть к прошлогоднему Дню Победы, как раз и не хватало, хоть мы работали порой даже по ночам. Еще липкий от свежей краски броневик привезли на выставку машин-ветеранов. Приехать своим ходом он тогда не смог – подвел мотор. Потом, после праздника, пришлось немало повозиться с доводкой карбюратора, системы зажигания...  «Боевым крещением» возрожденного БА-20М стало участие в реконструкции сражения на Лютежском плацдарме под Киевом. Мы были счастливы, что нам удалось восстановить почти из пепла боевую машину – памятник защитникам Харькова, павшим и живым солдатам Отечества.

БА-20М

КАКИМ ОН БЫЛ

Бронеавтомобиль БА-20 разработали и выпускали с 1936 года на заводе зерноперерабатывающего (дробильно-размольного) оборудования в городе Выкса Горьковской области.  Базой для него служил легковой ГАЗ-М1, имевший народное имя «эмка». До 1942 года было выпущено 2013 машин, в том числе 1557 – до начала Великой Отечественной войны.  Автомобиль имел традиционную компоновочную схему с передним расположением двигателя и задним приводом. Водитель находился в его средней части, а стрелок (он же командир экипажа) – в кормовой, над которой устанавливалась вращающаяся пулеметная башня. Последнюю можно было поворачивать на 360 градусов посредством спинного упора и «плечевых усилий» стрелка...  В передней части и по бокам машины были смотровые лючки. В боевой обстановке они закрывались бронезаслонками со смотровыми щелями. Оптические приборы наблюдения отсутствовали. В днище имелся десантный люк для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.  Бронеавтомобиль вооружался с7,62-миллиметровым пулеметом ДТ («Дегтярев танковый») образца 1928 года. Боекомплект составлял 1386 патронов. Противопульная броня из катаных броневых листов толщиной 6 мм (а на крыше и днище – 4 мм) удовлетворяла боевым требованиям периода создания образца, но в 1938 году при модернизации броневика ее сделали в полтора раза толще: 9 и 6 мм.

бронеавтомобиль БА-20М

Башне придали форму усеченного конуса вместо цилиндрической. Модернизированные БА-20 получили название БА-20М. Их боевая масса возросла с 2200 кг до 2620 кг, что несколько ухудшило динамику и проходимость.   Четырехцилиндровый 50-сильный двигатель рабочим объемом 3,28 л был заимствован у ГАЗ-М1. Запас хода БА-20 составлял 350 км, а у БА-20М в связи с установкой дополнительного 30-литрового топливного бака – 450 км. Топливом служил низкооктановый бензин А-66 или А-72, который при острой необходимости смешивали с  соляркой или керосином. На дорогах с твердым покрытием бронеавтомобиль мог развивать скорость до 80 км/ч, а на грунтовках благодаря гидравлическим поршневым амортизаторам – до 35 км/ч.  Для связи использовались коротковолновые радиостанции 71-ТК-1 с поручневой антенной. Эти легко заметные антенны служили для противника верным признаком, что броневик – командирский, и вызывали усиленный огонь. На последних БА-20М устанавливали вместе с новой радиостанцией 71-ТК-3 штыревые антенны.  ... Старшее поколение помнит песню «Три танкиста», написанную летом 1939-го после успешных боев с японцами на монгольской реке Халхин-Гол. В тех боях наряду с танками участвовали БА-20 и БА-20М. В зимней советско-финской войне 1940 года им пришлось намного труднее. Двадцать два броневика были захвачены финской армией и состояли на ее вооружении вплоть до 1960-х годов. Их неприхотливость, ремонтопригодность и выносливость получили таким нежданным образом высокую объективную оценку... 

БА-20 и БА-20М

Автор: Украина ЗА РУЛЕМ
Опубликовано в № 5/2008 

Фото из архива Вадима Реминского и клуба «Самоходъ».

>


Новые комментарии
Партнеры
    Кисея купить шторы оптом www.algo-textile.ru.