Случайные фото

 

 

 

 

12.11.2009
Citroen DS: явление богини

Этот автомобиль удостоился титула «Самый красивый предмет ХХ столетия», опередив самолет «Конкорд» и бутылку «Кока-Кола». Он же занял почетное третье место в сложнейшем конкурсе «Автомобиль ХХ века».

CITROEN DS

Искушенные уже поняли, а неискушенным подскажем: речь идет о легендарном «Ситроен-DS». На родине эту модель называют «Богиня» за необычную, «неземную» конструкцию и потому еще, что «богиня» по-французски Desse, а это близко по произношению к DS. В Украине, увы, нет ни одного DS в комплектном и рабочем состоянии. Каков же был сюрприз, когда наш добрый знакомый, живущий в Киеве французский коллекционер Кристиан Матис, приехал на настоящей DS 23! С ней-то и состоялась наша встреча.

БОЖЕСТВЕННЫЕ ХРОНИКИ

Но сначала о биографии Богини. Жан Луи Буланже, преемник Андрэ Ситроена, был убежден, что компания с девизом «У нас нет проблем, а есть их решения», просто обязана строить необычные автомобили. Проект маленького автомобильчика для крестьян, легендарного «Ситроен-2CV», довели до ума еще перед войной. А за автомобиль среднего класса с перспективными решениями, обязанными опередить время, взялись в 1944-м. Этот проект под кодовым названием VGD создавался в условиях секретности. Его куратором был администратор компании Пьер Бьерко. Бьерко сделал Богиню смыслом своей жизни, и его усилия были оценены: после триумфальной премьеры «Ситроен-DS» он стал президентом компании и возглавлял ее 10 лет. Но машины все же делают не администраторы, а конструкторы. Главным конструктором фирмы «Ситроен» был в то время Андрэ Лефевр, успевший потрудиться в авиации и не боявшийся нестандартных решений. Для проекта VGD он предложил несущую платформу вместо рамы, передний   привод,   оппозитный 6-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, передние дисковые тормоза, автоматическое сцепление и гидропневматическую подвеску (впервые на серийных автомобилях).

автомобиль CITROEN DS

На двигатель не хватило ни средств, ни времени, а потому «сердцем» Богини стал 4-цилиндровый 1,9-литровый мотор от довоенной модели «Ситроен-11CV» с передним приводом. Создание гидропневматической подвески Лефевр поручил человеку, мечтавшему сделать это. Поль Маже еще в 1942 году, в подпольных условиях, пытался создать такую подвеску для своего личного автомобиля, а тут ему предоставили целую лабораторию! Но без интересного дизайна автомобиль - всего лишь средство передвижения. Стилист компании Фламинио Бертони, итальянец по происхождению, десять лет шел шаг за шагом к каплевидному кузову DS, который и принес этой модели титул самого красивого предмета ХХ века. Премьера    состоялась    в октябре  1955-го на Парижском автосалоне. Франция тогда строила лишь простенькие малолитражки на непритязательный вкус, и новый «Ситро-ен-DS19», вращающийся на стенде посреди зала, действительно показался публике чем-то неземным. Тем более что представляла его и позировала на рекламных фотографиях легенда кинематографа - сама Бриджит Бардо! Лишь за первые 45 минут работы салона поступило 749 заявок на DS, а через 10 дней, к закрытию выставки, их было 80 тысяч. Серийный выпуск седана начался летом 1956 года, а четыре года спустя покупателям предложили кабриолет.

В 1958-м президент Шарль де Голль пересадил на черные DS всех министров, префектов и мэров. Авторитет модели от этого возрос, но она не стала официозным символом, как, например, черная «Волга» в СССР. В знаменитой трилогии о приключениях Фантомаса она летает, как реактивный самолет. В фильме «Мозг» ее разрубают шлагбаумом пополам, после чего она продолжает ехать, а в «Приключениях раввина Якоба» DS плывет вверх колесами не хуже катера. Согласитесь, такое можно проделывать только с неординарной и любимой вещью! Между тем Богиня продолжала совершенствоваться. В 1965 году компания «Ситроен» приобрела старейшую французскую автомобильную фирму «Панар», и решено было сделать фары раскосыми, «заглядывающими за поворот», как у «Панар-24». Такой автомобиль пошел в серийное производство в августе 1967-го. Два года спустя появилась инжекторная версия двигателя 2,1 л, а в 1973-м - самая мощная, тоже впрысковая, объемом 2,3 л.

ситроен DS

Объединение с фирмой «Пежо» в концерн PSA и подготовка к производству модели CX поставили на DS логический крест. Седаны ушли с конвейера в 1975-м, а универсалы и кабриолеты - год спустя. Общий тираж этих автомобилей за два десятилетия составил почти полтора миллиона (если быть точным -1 456 115).

РАНДЕВУ

Французский киевлянин Кристиан Матис на  10 лет младше первой Богини, которой исполняется ровно 60. По Киеву он ездит на DS23 1973 года, который внешне отличается от более ранних утопленными дверными ручками и фарами с двумя рефлекторами. Богиня состоит из крупных, легкосьемных элементов, крепящихся к каркасу кузова. Вся конструкция возлежит на мощном несущем днище. Крыша пластиковая, а капот и двери изготовлены из алюминиевого сплава -значит, не ржавеют и легко рихтуются. Под капотом рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный мотор рабочим объемом 2347 куб. см, развивающий при помощи электронного впрыска топлива 141 силу (мощность карбюраторной версии того же двигателя - лишь 124 л. с). Двигатель расположен продольно, и перед ним в мотоотсеке крепится для смягчения лобового удара запасное колесо. Багажник, хоть и не сильно выступает, достаточно вместителен, поскольку уходит далеко вглубь салона, почти  под заднее сиденье. Стоит ли говорить, что двери открываются и закрываются легко и чрезвычайно мягко? Их окна без рамок, только с уплотнителями, но все отлично подогнано, и сквозняков в салоне нет.

ситроен дс

Уютный салон обтянут толстой черной кожей. На заднем диване очень комфортно. Подлокотники во всех четырех дверях по-дружески предлагают «чувство локтя» пассажирам и водителю. Посреди заднего дивана можно выдвинуть еще один подлокотник, настолько массивный, что, опираясь на него, чувствуешь себя чуть ли не президентом Франции... Приборный щиток навевает мысли о неземных цивилизациях. Правда, ранние прямоугольные приборы с горизонтальными шкалами смотрелись оригинальней, нежели поздние круглые, но руль с одной спицей применялся на «Богине» всегда. Из рулевой колонки вверх торчит рычаг -это не только переключатель передач, но и управление стартером. Повернув ключ зажигания и включив стартер двигателя, оживляем и гидравлическую систему. Для этого имеются специальный насос и многие метры трубок и шлангов (все это хозяйство необходимо поддерживать в идеальном состоянии, что в наших условиях хлопотно даже теперь). У стоящей машины клиренс (дорожный просвет) всего 6,3 см, но при заведенном моторе и выведенном в рабочее положение рычажке гидропневмоподвески он увеличивается до 14,5 см. Для приличной дороги это приемлемо, но если она скверная, следует перевести рычажок в следующую позицию, и клиренс возрастет до 20 см. Надо переехать через высокий бордюр или просто заглянуть под машину?

Пожалуйста, возможны и 25 см дорожного просвета! Кстати, это позволяет обходиться при замене колеса без домкрата: достаточно поднять автомобиль до верхней точки, подставить под кузов любую подпорку и стравить давление. Колесо свободно провиснет, и можно его снимать. Трансмиссия автоматическая, поэтому педалей у водителя только две - газ и тормоз. Есть, правда, еще крохотная педалька «ножного» стояночного тормоза. Селектор выбора передач находится над рулевой колонкой, и двигать его надо не вверх-вниз, как обычно в таких случаях, а вперед-назад, но тут ничего не поделаешь, нужно приноровиться. Мощности двигателя вкупе с четырьмя ступенями коробки достаточно, чтобы разогнать 1360-килограммовый седан до 182,7 км/ч. Эти показатели справедливы для самой мощной версии DS23. Все модификации прекрасно показали себя в ралли, причем не только в чемпионатах, но и в длительных, изнурительных марафонах. Из-за специфичного «носа» система охлаждения имеет свои особенности и на большой скорости   работает   лучше, нежели в медленном режиме. DS ЛЮБИТ СКОРОСТЬ!

DS23

Даже не знавший реставрации автомобиль Кристиана легко идет 160 км/ч. Тормоза (передние - дисковые, а задние - барабанные) имеют, как и усилитель руля, гидравлический привод. При повороте руля лампы ближнего света поворачиваются вместе с ним. Кстати, на задних стойках кузова находятся оригинальные, ракетоподобные повторители указателя поворота. При длине 487 см машина имеет 147 см вширь, что при сравнительно небольшой высоте (около 150 см при нижнем положении кузова) делает ее очень устойчивой. Распределение веса между осями настолько удачно, что в чрезвычайной ситуации DS может доехать до места назначения даже на трех колесах, используя лишь одно заднее (как это случилось в свое время после покушения на президента Де Голля). «Ситроен-DS23» - выдающийся по дизайну и техническим решениям символ ушедшей автомобильной эпохи, которую с полным правом можно назвать романтической. 

Автор: Украина ЗА РУЛЕМ
Опубликовано в № 3/2007 

>


Новые комментарии
Партнеры